Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественно-научную грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовую грамотность;
- креативное мышление.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
---|---|---|---|---|
TIMSS | Качество математического и естественно-научного образования | 4-е и 8-е | Раз в четыре года | 2023 год |
PIRLS | Качество чтения и понимания текста | 4-е | Раз в пять лет | 2021 год |
PISA | Все виды грамотности | 15-летние школьники | Раз в три года | 2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA | Качество математического и естественно-научного образования | 8-е и 9-е | Раз в четыре года | 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Анализ уровня сформированности функциональной грамотности за 2022-2023 учебный год
Анализ итогового контроля уровня сформированности читательской функциональной грамотности
Анализ итогового контроля уровня сформированности математической функциональной грамотности
Нормативно-правовая база по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Нормативно-правовые документы регионального уровня
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Информационно-методические материалы
- Презентация «Естественнонаучная грамотность, основные особенности»
- Презентация «Особенности формирования и оценки креативного мышления обучающихся как компонента функциональной грамотности»
- Презентация «Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности»
- Презентация «Финансовая грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности»
- Презентация «Глобальные компетенции: особенности формирования и оценивания»
- Презентация «Проектирование заданий (уроков), направленных на формирование функциональной финансовой грамотности»
- Функциональная грамотность и ФГОС. Презентация
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
Дата | Тема | Программа | Видеозапись |
---|---|---|---|
17.09.2021 | Повышение функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций | Ознакомиться | Посмотреть |
24.09.2021 | Направления методического сопровождения региональных команд | Ознакомиться | Посмотреть |
24.09.2021 | Организационная схема взаимодействия с субъектами РФ | Ознакомиться | Посмотреть |
24.09.2021 | Основные содержательные и методические аспекты формирования и оценки функциональной грамотности | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Результаты опроса руководителей региональных команд об организации в субъектах методической помощи школам по вопросам формирования функциональной грамотности школьников | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Оценка креативного мышления – новое направление в исследовании функциональной грамотности | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Глобальная компетентность и «глобальные компетенции». Проблемы формирования глобальной компетентности в российской школе | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Оценка математической грамотности – приоритетное направление PISA-2022 | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Финансовая грамотность в исследовании PISA | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Новые подходы к оцениванию читательской грамотности. Анализ результатов российских учащихся в международном исследовании PISA-2018 | Ознакомиться | Посмотреть |
01.10.2021 | Программа методической работы по формированию естественнонаучной грамотности на муниципальном уровне | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующую | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Особенности заданий для формирования и оценки кративного мышления | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Уровни глобальной компетентности в исследовании PISA | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: открытый банк заданий (5-9 классы) | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Использование регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности (докл. О.В. Петунини, Кемеровская обл.) | Ознакомиться | Посмотреть |
08.10.2021 | Особенности заданий для формирования и оценки финансовой грамотности | Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Региональный опыт формирования функциональной грамотности. Повышение качества образования в Московской области | Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Использование информационных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся. Способы интерпретации и использования результатов оценочных процедур | Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Методическое сопровождение реализации регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности» | Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Формирование функциональной грамотности. Управленческий контур | Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Опыт организации образовательного процесса по повышению функциональной грамотности школьников в МОУ СОШ № 18 г.о. Подольск |
Ознакомиться | Посмотреть |
15.10.2021 | Педагоги Подмосковья в системе непрерывного профессионального обучения | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующую | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | 1. Особенности оценки результатов выполнения заданий по креативному мышлению 2. Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы |
Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Содержательные аспекты «глобальных компетенций»: отечественный опыт | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Методическое обеспечение формирования математической грамотности в 7-9-х классах | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: учебные пособия издательства «Просвещения» | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Естественно-научная грамотность: опыт регионального мониторинга в Красноярском крае | Ознакомиться | Посмотреть |
22.10.2021 | Опыт деятельности Красноярского регионального центра финансовой грамотности по формированию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций | Ознакомиться | Посмотреть |